Ночной дозор | Воины света и тьмы

Путь к экранизации первой книги трилогии «Дозор» Сергея Лукьяненко был тернист. Пожалуй, дольше приходилось ждать лишь выхода на экраны постановки «Мастера и Маргариты». Первые сведения о киноверсии «Ночного дозора» появились еще в конце 2000 года, но до выхода на экраны эта постановка добралась в сильно измененном виде, и создали ее в другой команде. Единственное, что осталось неизменным – это история о противостоянии сил Светлых и сил Темных. О живущих в нашем мире магах, вампирах и оборотнях. А ведь начиналось все с крови девственницы в пятницу, 13-го.

На первом этапе производства ленты, который занял более двух лет от подписания контракта и первого сценария, до выхода на экраны первого фильма, развитие отечественного кинопроката шло семимильными шагами. И если еще в 2001 году выпуск кинофильма на экраны кинотеатров было скорее авантюрой (при том, что на Мосфильме в тот год снималось около ста картин), то к концу 2003 года касса кинопроката в России приблизилась к отметке 200 000 миллионов долларов, проекты отечественного производства, при качественно проведенной рекламной кампании, стали собирать весомую кассу. Тому, что новые фильмы отечественного производства не возвращали деньги в кинопрокате, причины были. Существовавшая до конца 2002 года поправка к закону о кино, делала производство кинофильмов поводом для отмывания денег. Последующий их кинопрокат в те годы мало кого интересовал. Да и тех, кто рисковал выпускать ленты в кинотеатры, с распростертыми объятиями ждали пираты - редкие хорошие фильмы спросом пользовались всегда.

Но картина интереса к кинопродукции отечественного производства стала меняться. И если в начале 2003 года рекордсменами среди фильмов российского производства становились картины, касса которых превышала миллион долларов, а уже к концу этого года достижимым пределом стали 3-4 миллиона. А это уже шло в сравнение с блокбастерами американского производства.

Разговоры о кинопостановке «Ночного дозора» начались в конце 2000 года с покупки прав на экранизацию продакшн-компанией «Полигон», за год до того успешно прокатившей армейскую комедию «ДМБ». Книгу Лукьяненко продюсеру Виктору Алисову «подсунул» Евгений Федоров (Tequilajazzz). Он же был немедленно назначен на исполнение обязанностей саунд-продюсера картины. "Она всем понравилась, - рассказывает продюсер, - даже Марине Аркадьевне, пенсионерке "Мосфильма", которая еще с Гайдаем фильмы снимала, а сейчас у нас работает", - писала об этом газета «Сегодня» (ИД «Семь дней»). Винокуров решил использовать редкую возможность снять любовную историю с реалиями современной Москвы. Взрыв на Пушкинской, затонувшая подводная лодка, горящая телебашня - всему в «Ночном дозоре» есть объяснение: вампиры. Проект разрабатывался под названием «Москва вампирская». Вторым режиссером был приглашен Максим Пежемский (Мама, не горюй). Оператор Михаил Кричман - специалист по цифровым технологиям – представлял видеоряд фильма в зелено-серых тонах. Вампиры планировались появляться на экране без картонных клыков, а их укусы должны были оставлять на героях не раны, а кровоподтеки. Подбор актеров на студии им. Горького был символично начал 13 октября 2000 года, в пятницу.

Не зря Сергей Лукьяненко сопротивлялся экранизации и взялся за написание собственной версии сценария. Вот каков был сюжет согласно версии создателя первого после «Вия» российского фильма ужасов вампирского «Упыря», которую изложила газета «Сегодня»:

"Москва населена вампирами, - рассказывает завязку сюжета Сергей Винокуров. - Они уже адаптировались, мирно пьют кровь из фляги, но иногда им дают лицензию загрызть человека". И однажды вампир, решивший загрызть женщину Ларису - продавщицу из мясного отдела, влюбляется в нее. Дает ей выпить своей крови, и у них начинается роман. "До этого у нее была пустая жизнь, - продолжает Винокуров, - а тут красивый парень, ночная Москва". Вообще-то вампиры не влюбляются, но над Москвой возникла дыра в инфернальный мир, из-за которой мертвые оживают, а в городе начинаются происшествия. Когда эту воронку устраняют, вампир возвращается в семью. "Он же вампир в пятом поколении!" - поясняет Винокуров. Чтобы вернуть любимого, Лариса обращается к темным силам.

Стоит ли говорить, что сценарий Мурзенко-Литвиновой (а это они приложили перо к созданию подобного шедевра) имел мало связей с первоисточником. «Один из вариантов ужаснул меня, там было столько "чернухи"! В одной из сцен торговцы наркотиками продавали вампирам кровь девственницы, только что убитой, - что-то в таком роде... Пришлось самому писать сценарий, а это довольно сложная работа, другое искусство», - вспоминал потом этот сценарий Лукьяненко.

Поговаривали, что на «Полигоне» намерения снять свою версию «Дозора» не оставили, но за несколько лет проект, к счастью, с места не сдвинулся.

на фото рыцари Ночного Дозора (фото Dozor.Kinofant.ru)

После перехода проекта под опеку «Первого канала» (тогда еще ОРТ), в газете «Вечерняя Москва» 21 октября 2002 года появилось следующее сообщение: «Сценарий Лукьяненко помогает создавать Алексей Слапковский, давно работающий на телевидении. (В финальном варианте в качестве соавтора сценария имя Слапковского пропало из перечня команды, работавшей над фильмом). Лукьяненко подчеркнул в интервью, что проект сериала по "Ночному дозору" не закроется даже в случае трудностей с финансированием, т.к. возможностью съемок сериала по этому роману активно интересуется и другая компания - "НТВ-Профит" (сегодня – продюсерская фирма Игоря Толстунова (прим. FilmZ.ru). Писатель с сожалением отмечает небольшой бюджет сериала и предупреждает поклонников, чтобы от этого продукта не ожидали продвинутых спецэффектов».

Намерение продюсеров расширить проект до экранизации последующих книг писатель в интервью газете «Солидарность» прокомментировал так: «Первый канал заказал мне сценарий еще восьми серий, так что будет и «Ночной дозор», и "Дневной дозор". К лету съемки должны завершиться».

Первоначальная идея продюсера Константина Эрнста была в создании только «Ночного дозора», тем более что к началу работы над фильмом «Сумеречный дозор» (книга с рабочим названием «Инквизиция») еще не была написана. Выход ленты на киноэкраны была запланирован на 1 октября 2003 года, и уже в новогоднюю неделю на телевизионных экранах должна была состояться премьера телевизионной версии – четырех 52-хминурных серий фильма. Но на каком-то этапе планы было решено изменить. На текущий момент сняты первые два фильма «Ночной дозор» и «Ночной дозор 2» - экранизации первых двух историй "Ночного дозора" "Своя судьба" и "Свой среди своих". В случае успешного кинопроката начнутся работы над созданием «Ночного дозора 3». Это будет эпопея из трех двухчасовых фильмов. А там, глядишь, и до "Дневного" и "Сумеречного" дозоров дело дойдет. Вот уж точно, наш ответ Голливуду. Фильм перешел из статуса потенциального рейтингового телесериала в перспективный отечественный киноблокбастер.

на фото Владимир Ментшов и Константин Хабенский (фото ИД СЕМЬ ДНЕЙ)

С этого момента ничего экстраординарного вокруг проекта не происходило. Из редких интервью с Алексеем Чадовым и Гошей Куценко становились известны некоторые детали проекта. То, что Куценко сыграет небольшую роль «иного» по имени Игнат, что по сюжету у Кости – героя Чадова мать, по сюжету фильма, погибла (в книге семья вампира Кости была полной). Ему же предстояло крутить «иную» любовь с Алисой. Но это были небольшие, хотя и довольно значимые в сюжете, роли. К тому же после окончательного монтажа стало ясно, что большинство из существующей на сегодняшний день утечки информации, относится ко второй части картины.

К сентябрю 2003 года уже существовал «черновой» монтаж «Ночного дозора». Помимо основного сюжета в нем можно было ознакомиться с набросками будущих спецэффектов. Первый показ широкой публике этой версии состоялся в феврале 2004 года в рамках литературной конференции «РосКон-2004», посвященной фантастике. В целом рецензии на картину были положительные, хотя отмечался недостаточный для такого размаха бюджет и серьезные расхождения с сюжетом книги. Отныне, казалось бы, оставалось лишь ждать окончательного монтажа эффектов и премьеры. Но не был решен еще один немаловажный вопрос – кому из отечественных дистрибуторов предстоит заниматься кинопрокатом ленты.

В борьбе за право прокатывать ленту победила компания «Гемини Фильм Интернациональ», известная на отечественном кинорынке, как дистрибутор продукции голливудских студий «20-th Century FOX» и MGM. Незадолго до принятия решения о передаче прав на дистрибуцию, «Гемини Фильм» с большим успехом осуществили проект другой картины произведенной при содействии «Первого Канала» «72 метра». Это и сыграло решающую роль.

С тех пор только и разговоров было о создании визуальных и компьютерных эффектов.

«На разработку визуальной концепции "сумрака" потрачено ОЧЕНЬ много времени. Написан 30-страничный дизайн-документ, описывающий мельчайшие детали сумеречного пространства. Финальный результат абсолютно уникален, и могу с уверенностью сказать, что за всю историю кино не было реализовано НИЧЕГО подобного», - признался в интервью сайту «Ночной дозор» директор монтажа спецэффектов Дмитрий Киселев.

«Над проектом с самого начала работали 4 основные компании – это студия компьютерной графики производящей компании Базелевс, Dr.PICTURE Studios, студия ORT-Design и питерская студия Post-Production. Сейчас, на завершающем этапе, мы работаем уже с более чем 15 студиями из Москвы, Питера и Киева и все еще приглашаем новые студии. Я думаю в итоге суммарно общее количество человек, принявших участие в работе над эффектами к первому фильму, достигнет 60-70 человек», - рассказывал в интервью Владимир Лещинский:

«На текущий момент в первом фильме примерное количество планов с участием компьютера достигает 400. Они, конечно, все разной сложности - от вытирания тросов до персонажной анимации. По времени – из примерно из 2-х часов всего фильма, планы под компьютерную обработку занимают порядка 80 минут, что и по объему эффектов и по длительности огромное количество даже для хорошего западного фильма…. Поэтому, вместо того чтобы стараться запихнуть всю работу в одну студию, даже теоретически не существующую на данный момент в России, которая смогла бы сделать все, мы создали конгломерат более 15 студий компьютерной графики, работающих над эффектами под руководством единого центра, что позволило распределять всю работу по специализации и достигнуть качественного результата за короткие сроки. Этот опыт позволит в последствии делать и еще более мощные проекты «без страха и упрека» и, надеюсь, уже окончательно поднять над нашим кинематографом wireframe-овое знамя компьютерной графики и анимации.

четыре плаката Ночного Дозора (нажмите на иллюбстрации стобы увидеть полную версию)

Но в реальной истории создания «сумрака» была и обратная сторона. Тогда как к показу на кинорынке в Сочи, он проходит в начале июня, были смонтированы самые зрелищные фрагменты картины, работа по финальной доводке готовых и созданию запланированных спецэффектов кипела полным ходом. Отечественные студии компьютерного дизайна зачастую отказывались соглашаться на условия, предъявляемые производителями картины. На этом этапе постпродакшана бюджет оставался небольшой, сроки поджимали. Но браться, пускай и во благо главного отечественного блокбастера, - это не только честь и ответственность, но и человеческие затраты. А денег за эту работу требовалось больше, чем могли предложить создатели ленты. А потому, при том, что российские специалисты доказали свое умение создавать зрелище качественно и красиво, было принято решение передать окончательный монтаж в голливудские студии.

В январе 2003 года Сергей Лукьяненко сообщил о покупке «Первым каналом» прав на экранизацию «Лабиринта отражений». Тогда же компанией «Дом-фильм» были куплены права на «Осенние визиты» и «Спектр», а «Новый русский сериал» запланировали поставить на своей базе повесть «Рыцари сорока островов», «Не время для драконов» (создано совместно с Ником Перумовым) и «Геном». А это, стало быть, значит, что отечественная кинофантастика, рожденная в экранизации Жюля Верна «Путешествие на Луну» Владислава Старевича в 1912 году, переживает свое долгожданное возрождение. Выходит из сумрака…

тэги: про Кино
6748

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

Filmz.ru / По дороге в царство Вия