Рецензии читателей Filmz.ru на Логан: Росомаха (2017)

Логан: Росомаха
camea1
Оценка фильма: 4 | другие оценки автора
Мэнголд давно хотел снимать историю о людях с сверхспособностями, максимально приближенную к реальности. В «Бессмертном» студия заставила его работать в рамках жанра, и результат был, мягко говоря, печальный, особенно ближе к финалу. На этот раз продюсеры, видимо, в кои-то веки наученные неудачей и понявшие, что франшиза заходит в тупик, не без вмешательства ведущих актёров дали ему свободу. И Мэнголд снял, наверное, самый реалистичный кинокомикс.

Идея эта, конечно, прекрасна, и я обеими руками за — я полный и законченный реалист и фантастическое направление в искусстве не люблю. (Не спрашивайте, как я подсела на Людей Икс — понятия не имею). Поэтому фильм о старости супергероев, когда сверхспособности иссякли, костюмы износились, тайные убежища развалились, а спасать мир стало не от кого — моя золотая мечта. И «Логан» к ней очень близок. Но…

Да, по ходу просмотра постоянно возникал вопрос: кто эти люди и почему их зовут Логан и Чарлз, но это было понятно: кто ж даст денег на каких-то левых мутантов, уж такого реализма ждать нереально. И к этой альтернативной версии я тоже была готова, исходя ещё из «Бессмертного», где я тоже не увидела Росомаху. Супергероем делает не костюм и даже не сверхспособности. Супергероем делает потребность защищать тех, кто слабее. Не готовность, когда совсем припрёт, как в «Бессмертном» и «Логане», а именно потребность. Её, например, выражает Человек-Паук в «Противостоянии»: если иметь силы и не использовать их, будешь в ответе, если не предотвратил беду. У мэнголдовского Логана её нет: в «Бессмертном» он ещё мог пойти разбираться с браконьерами, в сабже же действует только будучи загнанным в угол. Это, впрочем, было понятно: не очень-то погеройствуешь с почти отказавшими способностями, да ещё с беспомощным физически и психически Чарлзом на руках.

Проблема в другом. Альтернативный мир не прописан. Мэнголд — он вообще не поклонник франшизы, поскольку его в принципе не интересует классическая супергеройщина с костюмами, супернавороченной техникой, потайными убежищами и пафосом — с одной стороны, хотел максимально дистанцироваться от франшизы, с другой — банально боялся, что персонаж потеряется на общем фоне, о чём прямо заявил:

В таком случае это бы стала картина о смерти Людей-Икс, это было конечно интересно, но это противоречило нашей идее о том, чтобы увести события фильма как можно дальше. Всех бы интересовала именно эта сцена и только. Это было слишком важно и укладывалось именно в стиль основных фильмов: большой опенинг, задающий мифологию и тон истории. Мы подумали: а что если мы откроем фильм именно персонажем? Сделаем все наоборот. Не станем это подчеркивать. Просто сделаем это деталью в бэкграунде истории.

Навряд ли нужно говорить, что грамотно расставить акценты — исключительно вопрос режиссёрского мастерства (в первой трилогии Логан отлично солировал даже на фоне живых Людей Икс), и что если флэшбек на пару минут от силы способен отвлечь внимание от главгера, то встанет вполне обоснованный вопрос об этом самом режиссёрском мастерстве, точнее, о явном его недостатке. И дело не в том, что нам не показали Людей Икс — фильм же не о них. Дело в том, что бэкграунда у истории и героев нет практически никакого. Страх потерять героя среди деталей привёл к тому, что Мэнголд решил обойтись без фона. В результате персонажи повисли в пустоте, и компенсировать это оказалась неспособна даже блестящая игра Джекмана, Стюарта и Дафни Кин. Маленькая звёздочка отлично показала звериную сущность своей героини, причём взгляды и жесты выходили у неё даже лучше слов. У Лоры, впрочем, была история, в отличие от старших товарищей, которым трудно было сострадать, не зная толком причины их страданий. Слишком много пробелов получилось в судьбах, поэтому характеры разваливаются на куски, и нет сочувствия к героям: отмучились, ну и ладно. Наконец-то. Конец Логана (или «Логана»?) грусть, впрочем, вызвал.

Немало вопросов возникает и насчёт вселенной фильма. Каково вообще место мутантов в этом мире? Вроде бы их считают героями, ими восхищаются, судя по комиксам — невозможно представить, чтобы такие комиксы появились в первой трилогии, где царит страх перед мутантами. Но почему тогда никого не интересует причина бесплодия мутантов и их постепенного вымирания? Как корпорация «Трансиген» добилась такого могущества? Тут, кстати, Мэнголд ударился в ту самую комиксовщину, от которой так старательно открещивался. Супермогущественная корпорация с фантастическими научными (хотя вернее будет сказать антинаучными) достижениями? У нас же вроде реализм?

Вообще, когда дело доходит до экшна, логики в сюжете остаётся слишком мало даже для супергеройского кино. Драма-то у Мэнголда выходит отлично, особенно хорошо отыграна капризность и раздражительность впадающего в детство Ксавьера, и редкие проблески некогда великого ума только подчёркивают нынешнюю тьму. Не уступает ей и физическая и душевная измотанность Логана, которой буквально дышит весь его облик: она в каждом движении жесте, устало-печальной улыбке, с которой он смотрит на подгулявших выпускниц.

А вот с экшном у Мэнголда в очередной раз не получилось: дырявый сюжет с совершенно невнятным главгадом с хромой мотивацией и его косящим под Дэдпула помощником (хотя некоторой харизмы герой Холбрука не лишён, и мог бы быть неплохим противником Логана, если бы его как следует прописали), чьё ёрничество не слишком уместно в фильме, основная идея которого тлен и безысходность. Главный противник в драках тоже вышел, мягко говоря, не слишком оригинальным. Собственно файтинг был не слишком изобретателен, но крепок и брутален за счёт рейтинга — наконец-то Росомаха получил заветную R. (Вот если бы ещё это был действительно Росомаха, ему бы R полтора десятилетия назад). Разнообразное мясо — головы простреленные, головы проткнутые в разных ракурсах, головы отрубленные, руки-ноги отрубленные — порадовало, а лихие прыжки Лоры были шикарны.

В целом — хороший супергеройский фильм с плохим сюжетом и отличной игрой. Смотреть его стоило и было приятно. Вот только к Людям Икс фильм никакого отношения не имеет.

Filmz.ru / По дороге в царство Вия